Стремление ярко раскрыть борьбу двух начал - жестокого, злого, низменного и светлого, возвышенного - заставляет Риберу всеми средствами усиливать контрастность жертвы и палачей. Резкая разница в чертах лиц и в их выражении, в телосложении, в позах и движениях, даже разница в густоте и резкости штриховки, передающей формы их тел, и в степени освещенности - все используется для этой цели. Неустойчивое положение согнутых ног Варфоломея подчеркивается широко расставленными кривыми ногами палача, причем колени их почти сталкиваются, что лишний раз помогает ощутить напряженность борьбы, происходящей между ними. Но если в твердо стоящей тяжелой фигуре палача показано фактическое торжество зла и жестокости, то в хрупком старческом теле Варфоломея художник старается раскрыть моральное торжество твердого, несгибаемого человеческого духа, хотя ему еще и не удается сделать это достаточно ярко и сильно. Только в молитвенно поднятом к небу взгляде мученика выражен религиозный смысл сцены, трактованной очень реалистично, с большим драматизмом. В квартире мало места? Отличным выбором станет дверь гармошка.
Действие изображено на переднем плане, который отделен от тающей полоски пустынной дали с низким горизонтом, усиливающим впечатление глубины и позволяющим фигурам рисоваться на фоне неба, что подчеркивает их значительность. Есть попытка показать и средний, промежуточный план с тремя мужскими фигурами в просвете между Варфоломеем и палачом. Их отдаленность подчеркнута сильным масштабным сокращением, тонкостью штриховки и легкостью рисунка, но они кажутся очень оторванными от переднего плана - градации постепенного пространственного перехода нет. Бросается в глаза одна особенность композиции, впервые так явно используемая Риберой,- срез рамкой гравюры фигур, расположенных по бокам. Это новый и становящийся характерным для многих художников XVII века прием, позволяющий по-новому трактовать пространство, показанное в картине; не как нечто самодовлеющее и замкнутое в себе, а как часть единого безграничного пространства, продолжающегося во все стороны за рамой.
МЦ «Аквилон», 2-й этаж, секция 57 ул. Новолитовская, корп.15«В» тел. (812) 640-26-67 |
|
МЦ «Мебельный континент», 1-ая очередь, 2-й этаж, секция 229 ул. Варшавская, д.3 тел. (812) 640-16-58 МЦ «Мебельный континент», 1-ая очередь, 2-й этаж, секция 235 ул. Варшавская, д.3 тел. (812) 493-36-76 |